Перспективы единого торгового информационного пространства

Tag: Интервью

Движение товаров и услуг имеет важнейшее значение в системе рыночных отношений. ИT в этой сфере играют стремительно возрастающую роль. О трендах в автоматизации торговли нам рассказывает директор ООО «Современные технологии торговли» Сергей ТУМЕЛЬ.

 

 

- Сергей Александрович, какие тенденции в автоматизации торговли заметны в мировом масштабе, какие достигнуты результаты, и что имеем мы?

- Мир движется к цифровой экономике, это глобальный тренд, он давно признан на Западе, да и в России. Нынешний премьер РФ Дмитрий Медведев отметил: «Кто в ближайшие 20 лет не перейдет на электронное взаимодействие, тот будет за бортом экономики». Обращаясь к сфере торговли, мы понимаем, какой низкий уровень автоматизации у нас в настоящее время. Почему будущее за автоматизацией? Потому что человек должен думать, а машина – механически работать, машина точнее и эффективнее. По возможности надо уходить от ручного труда, автоматизировать процессы. Это и повышает точность передаваемых данных, и снижает затраты на обеспечение взаимодействия. В области EDI (Electronic Data Interchange – электронный обмен данными), в которой в основном работает наша компания, есть показатели снижения затрат при переходе на EDI-технологии, и они достаточно внушительные: увеличивается товарооборот предприятий, снижается время задействования персонала, время поставки продукции, повышается точность. Все это ведет к повышению экономичности, которая проявляет себя в различных составляющих. Например, сокращаются затраты на одну транзакцию. По европейским статистическим данным, затраты на обработку бумажной счет-фактуры составляют около 5 евро, а при применении технологии электронной обработки они снижаются до 0,5 евро. Также ИТ позволяют сокращать расходы на сопровождение, которые составляют от 2% до 15% стоимости товара.

К сожалению, не все руководители это понимают, они заняты текущими проблемами, а эти вопросы не лежат на поверхности. В мире EDI-технологии уже давно успешно развиваются, многие не видят себя без взаимодействия электронным способом. В каждой из стран этому способствовало государство: власти ввели нормативные документы, не позволяющие контрагентам обмениваться традиционными бумажными способами. За счет этого те серые схемы, которые существовали, стали применяться значительно реже. В Америке это был естественный путь развития, контрагенты понимали пути достижения эффективности. Десятилетиями стандарты обмена электронными сообщениями работают и в Европе. Здесь прекрасно знают, что такое электронный инвойс. И не только в сфере Business-to-Government или B2B, но и в том числе в категории Business-to-Customer, где тоже электронным способом выставляются счета. Есть ряд стран, где серьезно думают о социальной ответственности своего бизнеса перед государством, в том числе в части экологических проблем. И есть реальные цифры, сколько деревьев сохраняют от вырубки электронные документы.

- Можно привести пример того, как на Западе реализуются ИТ в торговом пространстве?

- В самом общем виде - с момента разработки продукта до момента поступления его потребителю все процессы автоматизированы, используется электронный обмен данными. Цепочки от поставщика до логистического оператора, дистрибьютора, оптово-розничной торговли используют электронный документооборот, который позволяет снизить человеческий фактор, ошибки ручного ввода и т.д. И поставщик, и торговая компания получают выгоду. Например, в Швеции средний гипермаркет обслуживается персоналом из 7-10 человек: это и кассиры, и товароведы, и прием товара, его раскладка, и консультанты по продажам. Обходиться таким малым числом людей позволяют внедренные системы самообслуживания. У нас в аналогичном магазине работает на порядок больше сотрудников.

- Расскажите о ситуации в Беларуси подробнее…

- По нашим оценкам, в перспективе безбумажные технологии позволят экономить предприятиям нашей страны от $0,5 млрд до $1,2 млрд в год на обработке существующего объема счетов-фактур и товарно-транспортных накладных. Всего это около 240 млн документов. Но пока еще до этого далеко. Например, в сфере торговли продуктами питания мы проводили срез и по магазинам большой площади, и малой - уровень автоматизации низкий. Крупные сети и гипермаркеты, безусловно, используют учетные системы. Иногда это системы известных брендов, иногда самописные, но они есть. Ведется не только суммарный учет, но и учет по ассортименту продукции. Товароведы этих сетей могут видеть предпочтения покупателей. Про мелкие и средние магазины такого сказать нельзя. Здесь зачастую оборудуются компьютерно-кассовые узлы, которые не имеют никакой связи, единой сети с товароведами. Объемы не удается наращивать, поскольку не видны предпочтения покупателей. Мы выяснили также, что первостепенные проблемы торговли связаны с ежедневными заказами продуктов у государственных поставщиков, в основном, социального значения (молоко, хлеб): они отнимают слишком много времени, просто потому, что на какой-то завод трудно дозвониться и разместить ежедневный заказ. И здесь мы видим возможности для автоматизации.

Уровень автоматизации поставщиков тоже оставляет желать лучшего. Импортеры в какой-то степени автоматизированы, имеют информационные системы, некоторые ИT-подразделения, решающие собственные задачи по автоматизации. Но у большинства государственных поставщиков есть только отдельные информационные блоки, не связанные воедино, которые обслуживают определенные отделы. И это проблема – нет внутренней синхронизации данных, и, как следствие, бизнес-процессов. Однако поставщики не торопятся, поскольку идут вслед за потребностями торговли. Двигателем информатизации всегда была торговля, потому что с какого-то момента ее сотрудники начинают понимать, что ручным способом с сотнями тысяч наименований товаров и тысячами поставщиков они не в состоянии справиться.

Еще одна проблема: каждый поставщик генерирует свой формат описания товара, свой прайс-лист, и анализировать эти данные трудно. Поэтому весь мир перешел на единый стандарт описания товара, так называемые «мастер-данные», который охватывает больше 200 позиций. Этого хватает для электронного обмена в любых сетях и системах. Достаточно единожды описать товар, актуализировать его в единой базе, и любые контрагенты смогут получить актуальную информацию. В Беларуси для этого сейчас используется информационная система «Банк электронных паспортов товаров» (БЭПТ), разработанная по постановлению Совета министров. Если бы эта база действительно была актуальной и максимально наполненной – это избавило бы от многих проблем. Но зачастую предприятия относятся к этому процессу формально, заполняют только те поля, которые нужны для получения штрих-кода.

- Почему сложилась такая ситуация?

- Мне кажется, виной тому наши национальные особенности: слишком мы нерасторопны в нововведениях. Нет тех бизнес-аналитиков, которые искали бы новое, внедряли инновации с целью максимально повышать эффективность производства. Это пережитки прошлых времен, когда люди работали по плану. Нет заинтересованности большинства поставщиков. К сожалению, это большей частью государственные организации, и они не мотивированы, чтобы продавать больше и лучше. Частники, в свою очередь, каждый по-своему, сталкиваются с одними и теми же проблемами. Чтобы их решить, сил одной компании недостаточно. А объединиться в какой-то весомый союз они не торопятся.

- На нашу территорию приходят зарубежные торговые сети, это как-то меняет рынок и отношение к информационным технологиям?

- Безусловно. Именно западные сети, придя в Россию, Украину и другие страны постсоветского пространства принесли с собой технологии и бизнес-модели, которые успешно показали себя в Европе. Поэтому EDI-технологии появились в России. У нас мало западных сетей, которые приходят и меняют рынок.

- Более того, на властном уровне было озвучено негативное отношение и к тем немногим зарубежным торговым сетям, которые уже здесь. Что же нас ждет далее?

- Если ориентироваться на европейские нормы по количеству магазинов на душу населения, то у нас рынок далек от насыщения. Сети будут продолжать экспансию, повышать уровень сервисов, качество товаров. Магазины шаговой доступности тоже будут подтягиваться к их уровню сервиса. Крупные сети большую активность проявляют в регионах, там, где потребитель не получает такого сервиса, как в Минске. Рост сетей будет продолжаться.

- Как ваша компания участвует в развитии рынка?

- ООО «Современные технологии торговли» специализируется именно на электронном обмене данными, мы – первый провайдер EDI-технологий на территории нашей страны. В промышленную эксплуатацию свою систему мы запустили еще в конце 2011 года, но ввиду того, что рынок был не готов, весь 2012 и начало 2013 года потратили на ознакомление представителей торговых сетей и поставщиков с возможностями EDI-технологий. Сейчас сформировался костяк предприятий, которые понимают важность и полезность EDI, с ними мы активно работаем. Крупные сети интересуются более глубокой интеграцией. Это так называемый «прямой EDI», когда люди, занятые поставкой продукции, работают в одной информационной среде, в своей учетной системе, и, используя свои интеграционные модули, разработанные совместно с нами, могут отправить свои электронные документы контрагентам. Эти работы довольно затратны по времени, поскольку требуется время на синхронизацию с международными форматами.

Мы – связующее звено между поставщиком и розничными сетями. Наша система называется TOPBY, ее веб-интерфейс находится на сайте www.topby.by. С его помощью клиенты могут из любой точки мира получить полный EDI-сервис по обмену электронными документами со своими контрагентами. Много времени мы потратили на «приземление» этих технологий под реалии белорусской торговли. В чистом виде западные технологии не ложатся на наши системы. В результате у нас получилось комплексное решение, которое позволяет обмениваться различными видами документов, в том числе электронными товарно-транспортными накладными. Много времени мы посвятили взаимодействию в рамках рабочей группы для проработки вопроса по созданию системы электронных товарно-транспортных накладных. Государство поручило реализовывать этот вопрос Министерству по налогам и сборам, мы вошли в состав соответствующей рабочей группы. Результатом явилось создание нормативных документов по формированию в стране возможности для контрагентов обмениваться электронными товарно-транспортными накладными наряду с бумажными. Порядок обмена электронными товарными и товарно-транспортными накладными между контрагентами утвержден постановлением Совета министров от 9 июля 2013 года №599 «О некоторых вопросах создания товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов». Согласно постановлению, в четырехмесячный срок будут разработаны и утверждены технические нормативные правовые акты, определяющие форматы ТТН в электронном виде, а также иныеi электронные документы и сообщения, необходимые для обеспечения процесса создания таких накладных. Также будут установлены технические требования к обработке накладных, их хранению, передаче и защите.

Важно, что мы смогли рассказать коллегам из рабочей группы о международном опыте в этой сфере. Они также и самостоятельно сотрудничали с крупными провайдерами стран Европы. В результате в схеме взаимодействия прорисован EDI-провайдер, который и берет на себя ответственность за соединение двух контрагентов. Надеюсь, что с момента введения аккредитации таких провайдеров нам удастся стать национальным оператором по передаче в том числе юридически значимых, легитимных документов. Технически мы уже готовы, остались организационные вопросы. Есть надежда, что мы совершим прорыв в EDI-технологиях в торговле, потому что сформировалось некое «ядро» заинтересованных сторон, есть крупная торговая сеть, которая сейчас проводит интеграцию. Остальные сети ждут конкретного примера. Я думаю, он появится уже в 2013 г., а когда его эффективность будет продемонстрирована - и остальные сети подключатся. В целом из состава рабочей группы сформировался костяк экспертов, которые понимают важность технологий, которыми мы занимаемся. И мы решаем не только свою задачу, но создаем эффективную концепцию перехода нашей страны к Единому Торговому Информационному Пространству (ЕТИП) – технологической среде взаимодействия торговых партнеров на базе международных стандартов в сфере электронного бизнеса. Хотелось бы, чтобы оно сформировалось в ближайшее время, в том числе и с помощью государства.

С нашей точки зрения, правильно было бы создать Центр электронного бизнеса, куда вошли бы представители различных ведомств, и, безусловно, представители бизнеса. Это должен быть не государственный орган, а объединение, которое представляло бы интересы как государства, так и бизнеса.